Н.х. Портрет генерала. Конец 19 в.

Б.В. Жебровский. Портрет А.П. Энгельгардта. 1889 г.
Рис. 1: 
Общий вид картины до реставрации в боковом освещении.
Б.В. Жебровский. Портрет А.П. Энгельгардта. 1889 г.
Рис. 2: 
Общий вид картины после реставрации
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Данная работа проводиласьмной в рамках малого диплома Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова в 2013 году. Картина поступила в реставрацию из фондов ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

Картина проходила по каталожным данным, как работа неизвестного художника "Портрет генерала".
Картина находилась в хранение без наличия подрамника, имела множество деформаций основы, прорывов и проколов. По всей поверхности картины наблюдалась выкрошка красочного слоя. В целом картина утратила экспозиционный вид, находилась в аварийном состоянии и нуждалась в безотлагательной реставрации.
Согласно реставрационному заданию был проведён комплекс работ: устранены разрывы и проколы основы методом встык на ПВБ, проведено укрепление грунта и красочного слоя с устранением деформации холста, расчищен и аппретирован оборот картины, выполнено дублирование кромок, картина натянута на новый экспозиционный подрамник. Подведен реставрационный грунт в местах утрат авторского. Удалены поверхностные загрязнения. Также выполнено тонирование участков реставрационного грунта и участков утрат красочного слоя.
В результате проведенных реставрационных мероприятий картине был возвращен экспозиционный вид.
Параллельно с практическими реставрационными работами проводились исторические изыскания, связанные с картиной.
Сначала удалось датировать произведение по частично читаемой подписи художника - 1889 год.
Однако, в связи с тем, что на момент поступления картины в реставрацию фамилия в подписи автора была практически неразличима, в первую очередь внимание было обращено на попытку установить личность изображенного генерала.
В результате поиска было установлено, что генерал одет в мундир генерал-майора полевой пешей артиллерии формы образца 1881 г.
Затем были идентифицированы ордена и медали, изображенные на генеральском мундире.
Перечень наград генерал-лейтенанта (на период написания картины: генерал-майора) А. П. Энгельгардта:
Наш неизвестный генерал был награждён Медалью «В память войны 1853—1856» на Андреевской ленте , Орденом Святого Станислава 1-й степени, Орденом Святой Анны 1-й степени , Орденом Святого Владимира 2-й степени, а также иностранными - Командорским Крестом со звездою Императорского ордена Франца Иосифа (государственной наградой Австро-Венгерской империи), Командорским Крестом ордена Почётного Легиона (французским национальным орденом ) и Знаком народного просвещения(Орденом Академических пальм - наградой Франции за заслуги в образовании и науке.)
После чего по документу "Список генералов по старшинству " было проведено сравнение орденских наград генералов из списка с орденами, изображенными на картине.
По предполагаемым годам жизни, времени получения генеральского звания, а также по полному совпадению наград подошел только один человек - Александр Петрович Энгельгардт.
Энгельгардты - один из древнейших рыцарских родов Европы.
Род Энгельгардтов происходит из Швейцарии. Первым из Энгельгардтов, принявших русское подданство и православие (под именем Еремея), был Вернер Энгельгардт (умер в 1672 году). Его сыновья и внуки были московскими и смоленскими стольниками.
Там, под Смоленском Энгельгардты и обрели русское "родовое гнездо" - Буда.
К смоленской ветви славного рода Энгельгардтов и принадлежал Александр Петрович Энгельгардт.
Он родился 15 апреля 1836 г.
Всю свою сознательную жизнь отдал служению России. Уже в 14 лет поступил на военную службу. В 19 лет в Крымскую компанию служил в пешей артиллерии и 11 июня 1855г. получил своё первое офицерское звание - прапорщик.
В 1861 г. окончил Николаевскую Императорскую академию Генерального штаба.
Женился на Клавдии Карловне Шейдеман, дочери генерал-лейтенанта от пешей артиллерии Карла Федоровича Шейдемана (1816-1869), героя Севастопольской обороны.
Имел пятерых детей. Самым известным из которых стал Борис Александрович Энгельгард - первый комендант революционного Петрограда.
30 августа 1878 г. произведен в генерал-майоры по Полевой Пешей Артиллерии.
Александр Петрович Энгельгардт был выдающимся артиллерийским конструктором, создателем лафета для первой в мире полевой мортиры - артиллерийского орудия с коротким стволом. За это изобретение французская академия наградила его "Знаком народного просвещения".
30 августа 1891 г. произведен в генерал-лейтенанты по Полевой Пешей Артиллерии. Являлся членом Артиллерийского Комитета Главного Артиллерийского Управления.
Из "Алфавитного указателя жителей города С-Петербурга, Кронштадта, Царского Села, Павловска, Гатчины и Петергофа" удалось установить адрес, по которому Александр Петрович Энгельгардт проживал в С-Петербурге в последние годы своей жизни: Знаменская, 35.
Умер Александр Петрович 5 августа 1907 г. Похоронен за церковью в родовом имении Буде Печерской Могилевской губ. (ныне Смоленской обл.).
Успенская Церковь в деревне Зарево сохранилась по сей день. Она была построена в 1902 году на средства владельцев имения, а в 1910 году достраивалась Борисом Александровичем Энгельгардтом, сыном Александра Петровича.
Между фотографиями Бориса Александровича Энгельгардта и генералом, изображенном на портрете, прослеживается явное семейное сходство. Что ещё больше укрепило мою уверенность в правильности сделанного вывода, что генерал изображенный на портрете - действительно Александр Петрович Энгельгардт.
Однако, успех сопутствовал не только в поисках личности генерала, но и в установлении авторства.
После удаления поверхностных загрязнений и утоньшения пожелтевшей лаковой пленки, появилась возможность разобрать несколько букв из фамилии автора. Стало примерно понятно написание.
Просмотрев многочисленные каталоги художников был обнаружен наиболее вероятный автор работы.
В одном из каталогов была найдена картина "Девушка в жемчужном ожерелье" малоизвестного художника Б. Жебровского.
При сравнении авторской подписи на картине "Девушка в жемчужном ожерелье" с фрагментом подписи, который мне удалось прочесть на реставрируемом полотне, существует явное сходство, выраженное в написании букв, а также композиционном расположении подписи. Из чего можно сделать вывод, что художник данной картины Б. Жебровский.
Также сходна живописная манера автора реставрируемой картины с автором "Девушки в жемчужном ожерелье". Художник преимущественно использует лессирововки, поверх которых прописывает детали "штришками".
К сожалению, информации о художнике Б. Жебровском практически нет. Удалось установить, что он писал копию автопортрета 1859 года Т. Г. Шевченко, где Шевченко изображен с бородой. Данный автопортрет известен по копии, которую выполнил К. Флавицкий. Копия, которую выполнил художник Жебровский ныне утеряна. Однако сохранилась гравюра с неё, работы И. И. Матюшина, была напечатана в приложении к журналу «Русская старина» (июнь 1891 года).
Также известно, что в 1895 г. при Троицком соборе в Санкт-Петербурге была построена часовня. Иконы для которой были написаны академиком живописи Иваном Алексеевичем Тюриным, копии с образов, находящихся в Троицкой церкви, — художником Б. Жебровским.
Данная информация навела меня на мысль, что малоизвестный художник Б. Жебровский мог быть каким-то образом связан с академиком живописи, известным портретистом и иконописцем Иваном Алексеевичем Тюриным.
Дело в том, что, оценивая манеру, в которой написана картина «Портрет генерала», видно, что она ориентирована на профессиональные академические образцы. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что художник владеет академической школой, однако в выпускниках Императорской академии художеств он не значился. Вместе с тем живописная манера Б. Жебровского имеет явное сходство с работами И.А.Тюрина. Принимая во внимание тот факт, что оба художника являлись портретистами и иконописцами одновременно, можно предположить, что художник Б. Жебровский был учеником академика Ивана Алексеевича Тюрина или брал у него уроки живописи.
Однако данное предположение не имеет документального подтверждения и требует дальнейшего изучения.
Также из "Алфавитного указателя жителей города С-Петербурга..." удалось выяснить предполагаемые имя и отчество искомого художника - Болеслав Вацлавович.
Других сведений в открытых российских архивах найти не удалось, кроме того, что после революции в Харбине жил художник Жебровский. Занимался выполнением художественных работ, в том числе иконописным творчеством. В августе-сентябре 1933 принял участие в первой в Харбине выставке икон, собранных по всему городу. О чём было упомянуто в газете "Вечерняя заря" (Харбин) 8 сентября 1933 г.
Подводя итог по работе с картиной могу сказать, что после проведения реставрационных мероприятий и исследовательской архивной работы картине возвращено ни только "лицо", но и имя.
Хочу выразить отдельную благодарность ГМВЦ «РОСИЗО», за предоставленную возможность работы с картиной, а, следовательно, и существованию этой статьи. Своему руководителю Крыловой Ирине Валериевне, старшему преподавателю Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, реставратору ГМВЦ «РОСИЗО».
Щербакова Д.С.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона. http://dic.academic.ru/
Энгельгардт Б.А. Воспоминания камер-пажа /Публ. В.А.Авдеева // ВИЖ. 1994. № 3. С. 81.
Некролог. Новое время. 1907. 9 сент.. № 11312; История отечественной артиллерии. Т. II. Кн. 4./Отв. ред. К.П.Казаков. М.-Л., 1966. С. 73, 74-76, 191.
Энгельгардт Б.А. Революция и контрреволюция. /Балтийский архив. Т.8.
Алфавитный указатель жителей города С.-Петербурга, Кронштадта, Царского Села, Павловска, Гатчины и Петергофа.1901. С. 200.
Газета. Вечерняя заря (Харбин). 1933. 8 сент. С. 2.
Списокъ Генераламъ по старшенству. 1889. С. 539.
Списокъ Генераламъ по старшенству. 1901. ( А363/312). С. 196 Русская Старина. Ежемѣсячное историческое изданie. 1891. Iюнь. С. 447, 536.
http://artchive.ru/
http://vladimirsobor.spb.ru/
http://www.artsait.ru/
http://arc.familyspace.ru/

4.85
7 голосов
Ваша оценка: Нет
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.