В. К. БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ (1872-1957)

Друг Левитана и Репина, один из старейших мастеров русской пейзажной живописи, народный художник РСФСР и БССР Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в 1872 году в местечке Бялыничи Могилевской области в Белоруссии, в семье военнослужащего. В юные годы он поступил в известную в то время в Киеве рисовальную школу художника Н. И. Мурашко, где приобрел необходимые знания по рисунку и овладел его техникой. Это дало ему возможность в 17-летнем возрасте поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обучение в течение 9 лет под руководством опытных педагогов С. А. Коровина, Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова и К. В. Лебедева заложило прочные основы для всего последующего развития мастерства художника.

Еще до окончания в 1898 году училища Бялыницкий-Бируля стал выставляться на ежегодных ученических выставках, и его работы привлекали внимание многих. В 1897 году основатель знаменитой галереи П. М. Третьяков приобрел у начинающего художника картину «Из окрестностей Пятигорска» (х., м1., 36, 5X51,5, ГТГ). Это событие в его жизни явилось началом признания творчества художника. С 1897 года он систематически участвует в выставках Московского общества любителей художеств, а с 1899 года — в Товариществе передвижных выставок. В 1905 году вступает в члены товарищества. В 1901 году Бялыницкий-Бируля получает золотую медаль за экспонированную на Кавказской юбилейной выставке картину «Вечные снега». В 1911 году на Мюнхенской выставке присуждается золотая медаль картине «Час тишины». В том же году он получает на выставке в Барселоне за картину «Перед весной» вторую золотую медаль. Отдельные полотна приобретают музей Академии художеств в Петербурге («Весенний день», 1902), Русский музей («Умолкнувшие поля», 1911), Третьяковская галерея (второе полотно «В конце зимы», 1907). В 1908 году за картину «Дни ранней весны» художник получает почетное звание академика живописи.

Блестящий мастер лирического пейзажа, Бялыницкий-Бируля уделял наибольшее внимание природе средней полосы России и Белоруссии.

Создаваемые в эти годы произведения отличают правдивость и эмоциональная содержательность художественных образов природы. Очень верно отметил особенности творчества Бялыницкого-Бируля И. Е. Репин в своем письме от 14 января 1910 года: «Я всегда с новым большим удовольствием смотрю на Ваш косогор с избами, занесенный снегом; люблю эти бережки, белыми краями отражающиеся в горной речке... Я так привык освежаться душой перед вашими живыми веяниями правды, красоты и свободы»2.

Бялыницкого-Бируля особенно привлекала передача происходящих в природе изменений, ее быстро исчезающих переходных состояний. Его излюбленными мотивами были начало ранней весны, первые дни осени, первое таяние снега, занимающийся весенним утром рассвет, наступление сумерек.

В советское искусство художник вошел общепризнанным мастером реалистической пейзажной живописи с четко выраженным почерком.

Его искусство во многом способствовало образованию прочной творческой связи произведений молодых советских художников-пейзажистов с великим наследием русской реалистической живописи XIX века.

Творческая деятельность Бялыннцкого-Бируля в советский период многогранна. В 20-е годы он одним из первых обращается к пейзажам тех мест, где жил и работал в последний период В. И. Ленин. Все то, что было тесно связано с пребыванием В. И. Ленина в Горках — дом, где он жил, аллеи парка, сам парк и прилегающая к нему местность, — все это нашло свое поэтическое воплощение в произведениях художника.

В 30-е годы Бялыницкий-Бируля создает ряд полотен, посвященных преображаемой героическим трудом советского народа природе нашей страны. Многократные поездки художника в совхозы, на Дальний Север, в Хибины, к Баренцеву и Северному морям дали ему богатейший материал.

Последующие годы столь же плодотворны для художника. Им написаны картины: «Вечер юного мая» (1940, х., м., 74,5X98,5 ГТГ); «Калужница зацвела» (1940, х., м-, 46X57,5, ГТГ); «Задумчивые дни осени» (1943, х., м., 74,5X99, ГТГ) и другие полотна.

В 1947 году художник после долгого перерыва попадает в Белоруссию. Свидание с родными местами вдохновляет его на создание новых картин. В это время написано одно из самых известных полотен «Вновь расцвела весна» (1947, х., м., 100X160, ГТГ). В нем художник передал пленительный мотив весеннего пробуждения природы тех мест, где еще сохранились следы недавнего пребывания врага.

В последние годы жизни художник много болел, однако после длительных перерывов он вновь и вновь возвращается к творчеству. В последний период им создано немало интересных полотен — таких как «Дни юного мая» (1950, х., м., 100X130, Гос. картинная галерея Белорусской ССР); «Дни майских гроз» (1950, х., м., 67X80, Астрахань, областная картинная галерея); «Сентябрьский вечер» (1950, х., м., 60X100), «Полдень полярной осени» (1951, х., м., 100X130).

Родина высоко оценила творческие достижения художника. Он дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено почетное звание народного художника РСФСР и Белорусской ССР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР и почетным академиком Академии наук БССР.

Следуя лучшим традициям реалистической школы, Бялыницкий-Бируля очень внимательно относился к технике живописи и применяемым в ней материалам. Вот, что он говорил автору этой статьи в мае 1943 года: «Отличное, глубокое знание ремесленной стороны дела, уменье выбрать наиболее отвечающие технике и методу работы художника материалы и технологически разумно их употреблять, являются одной из важнейших сторон живописного мастерства».

Весь многолетний творческий путь художника свидетельствует об очень серьезном его отношении к выбору живописных материалов — холста, грунта, красок — и умелому владению ими. Этим и объясняется превосходная сохранность и свежесть колорита его произведений на протяжении многих десятилетий.

___________

1 X., м. — здесь и далее — холст, масло.

2 Цит. по кн: Г. Жидков. Бялыницкий-Бируля. М, «Советский художник». 1953, стр 8

Первоисточник: 
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА ЖИВОПИСИ. А.В. Виннер. М., 1965
 
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите  Ctrl  +  Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, неработающая ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта. Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.